Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

самарин юр. фед

Гуманитарный словарь

САМА́РИН Юр. Фед. (1819-76) - историк, обществ. деятель, публицист. Род. в дворянской семье, в С.-Петербурге. С 1835 учится в Моск. ун-те, увлекается ист. и с лекциями М. П. Погодина впитывает идеи самобытности рус. нац. жизни, особого ист. признания своего народа. Здесь зарождается многолетняя дружба С. с К. Аксаковым, к-рый вводит его в лит. салоны Москвы. Знакомство с П. Я. Чаадаевым, И. В. Киреевским и А. С. Хомяковым в значит. степени определяет идейные ориентации молодого ученого. По мнению С., путь к гармонизации отношений ц. и гос-ва указывает только ист. опыт православия. Однако окончат. превосходству этой конфессии над др. направлениями христ-ва мешает утвердиться отсутствие собств. правосл. догматики. С целью науч. оправдания православия С. принимается за изучение Гегеля и Канта. Однако вскоре приходит к осознанию невозможности примирения веры и науки, и с помощью А. С. Хомякова останавливает свой выбор на вере. В 1844 С. уезжает в С.-Петербург и поступает на службу. Осенью 1845 в составе ревиз. комиссии Мин-ва внутр. дел по иссл. гор. устройства и хоз-ва г. Риги он попадает в Прибалтику, где проводит около 2-х лет. Идея освобождения корен. народа от нем. засилья и укрепления здесь рус. культ. и религ. влияния легла в основу "Писем из Риги". Распространение этой рукоп. работы послужило основанием для ареста С. и заключения его в Петропавл. крепость, откуда он был освобожден только после личной беседы с имп.

С 1849 С. руководит канцелярией Киев. ген.-губернатора. В 1853 выходит в отставку и занимается изучением крест. вопроса в России и Зап. Европе, результатом чего явилась зап. "О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе" и его программа крест. реформы. Идеи С. сводятся к необходимости поэтапной отмены крепостного права без нарушения соц. мира и при учете интересов обоих соц. классов. Крепостной порядок должен уступить место временнообязанным отношениям, что позволило бы укрепить крест. х-ва без разорения помещичьих. С. настаивает на сохранении и укреплении крест. общины в перех. период, хотя и признает ее меньшую экон. эффективность по сравнению с индивид. Наследств. х-вом. В 1861-62 работает в Самар. губ. к-те по реализации Положения крест. реформы 19 фев. 1861, а затем занимает должность гласного Моск. губ. земства и гор. думы.

В 1863-64 С. принимает живое участие в обсуждении польск., а в 1867-69 остзейск. вопросов. В работах "Окраины России" и "Последнее слово по польскому вопросу" он выступает убежденным сторонником укрепления рус. господства во всех областях имп. Остальные народы имеют право на культ.-нац. развитие при обязательном владении рус. яз. В посл. годы жизни С. занимался изуч. ист. и экон. Пруссии. Умер в Берлине от заражения крови.

Ю. Ф. Самарин

Ю. Ф. Самарин

Полезные сервисы

самарин юрий фёдорович

Энциклопедический словарь

Сама́рин Юрий Фёдорович (1819-1876), философ, историк, общественный деятель, публицист. Один из идеологов славянофильства. Автор либерально-дворянского проекта отмены крепостного права, участник подготовки крестьянской реформы 1861, в 1859-60 член редакционных комиссий. Труды о социально-политических и национальных отношениях в Прибалтике.

* * *

САМАРИН Юрий Федорович - САМА́РИН Юрий Федорович (1819-76), российский философ, историк, общественный деятель, публицист. Один из идеологов славянофильства. Автор либерально-дворянского проекта отмены крепостного права, участник подготовки крестьянской реформы 1861, в 1859-60 член редакционной комиссии. Труды о социально-политических и национальных отношениях в Прибалтике.

Полезные сервисы

самарин юрий федорович

Большой энциклопедический словарь

САМАРИН Юрий Федорович (1819-76) - российский философ, историк, общественный деятель, публицист. Один из идеологов славянофильства. Автор либерально-дворянского проекта отмены крепостного права, участник подготовки крестьянской реформы 1861, в 1859-60 член редакционной комиссии. Труды о социально-политических и национальных отношениях в Прибалтике.

Энциклопедия Кольера

САМАРИН Юрий Федорович (1819-1876), русский публицист и философ. Родился 21 апреля 1819 в Петербурге в дворянской семье. Домашнее образование позволило ему уже в 15-летнем возрасте поступить в Московский университет, который он окончил в 1838. Молодой Самарин испытал сильное влияние гегелевской философии. Вскоре после знакомства с К. С. Аксаковым (также переживавшем глубокое увлечение гегельянством) он сближается с ведущими славянофилами - А.С.Хомяковым и братьями Киреевскими. Особенно сильным было воздействие на него идей Хомякова. Однако принял эти идеи Самарин далеко не сразу. Еще в начале 1840-х годов он мечтал о своего рода синтезе православия и гегелевской философии, утверждая, что "вопрос о Церкви зависит от вопроса философского, и участь Церкви тесно, неразрывно связана с участью Гегеля". Общение с Хомяковым сыграло решающую роль в отказе Самарина от подобных проектов и формированию у него системы взглядов, о которых он скажет позже, что суть их "сводится окончательно к православному катехизису". В 1844 Самарин защитил в Московском университете магистерскую диссертацию Стефан Яворский и Феофан Прокопович. В 1846 он стал чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел и вскоре в составе ревизионной комиссии выехал в Ригу, где работал в течении двух лет. В Риге он пишет исследование История городских учреждений Риги, а в 1849 распространяются в списках его Письма из Риги. Славянофильские настроения автора, резкая критика им политики правительства в Прибалтике вызвала суровую реакцию властей. Самарин был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. После освобождения ему было разрешено продолжить службу. В 1854 Самарин вышел в отставку и до конца жизни отдавал все силы общественной деятельности и литературному труду. Во второй половине 1850-х годов начался процесс подготовки к крестьянской реформе, активным участником которого стал Самарин. В 1853-1856 он пишет записку О крестьянском состоянии и переходе от него к гражданской свободе, где, рассматривая причины поражения в Крымской войне, утверждает, что к таковым следует отнести не столько силу противников России, сколько "наше внутреннее бессилие". Записка, в которой Самарин предложил конкретный план реформ, распространялась в списках и принесла автору общественное признание. Отношение Самарина к крестьянскому вопросу было связано с его общим пониманием своеобразия русской истории. Считая крепостное право "страшной ошибкой", "побочным" итогом развития российской государственности, он был убежден, что крестьянская реформа в конечном счете отвечает интересам всех слоев общества. Для того чтобы реформа действительно обрела национальный характер, она, считал Самарин, должна способствовать сохранению и укреплению крестьянской общины. В 1859 Самарин активно участвовал в работе комиссий, готовивших программу реформ. В дальнейшем он активно участвовал в осуществлении реформ: был одним из организаторов и лидеров земского движения в 1862-1864 годы, в 1864 принимал активное участие в земельной реформе в Польше, с 1866 состоял гласным Московской городской думы и губернского земского собрания. В 1869 Самарин был избран почетным членом Московского университета, а в 1872 - Московской духовной академии. В 1870-е годы Самарин вступил в полемику с представителями дворянского конституционализма (Р.А.Фадеевым и др.), доказывая, что "игра" в парламентаризм в России может привести в конце концов к господству "аристократической" олигархии и еще более жестокой эксплуатации народа. В своей религиозно-философской антропологии Самарин в целом следовал принципам философии "соборности" А.С.Хомякова и учению о цельности знания И.В.Киреевского. Критикуя рационализм, он утверждал, что последнему может противостоять только христианская философия, признающая, что полная и высшая истина дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, "т.е. духу в его живой цельности". Умер Самарин в Берлине 19 марта 1876.

ЛИТЕРАТУРА

Самарин Ю.Ф. Сочинения, тт. 1-10. М., 1877-1911 Нольде Б.Э. Юрий Самарин и его время. Париж, 1926 Самарин Ю.Ф. Сочинения. М., 1997

Полезные сервисы